Контрольно-разрешительная система в здравоохранении российской федерации


Контрольно-разрешительная система в здравоохранении российской федерации

КОНТРОЛЬНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Одной из важнейших задач, определенных ВОЗ в рамках реализации политики достижения здоровья для всех в Европе, является постоянное повышение качества и эффективности медико-санитарного обеспечения населения. Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню развития медицинской науки и технологии.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ определено, что главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. Поставлена задача по формированию национальной системы управления качеством, или контрольно-разрешительной системы (КРС), которая призвана обеспечить нормальное функционирование рынка безопасных медицинских услуг, режим наибольшего благоприятствования для медицинских учреждений, работающих с высоким клиническим и экономическим эффектом, защиту прав пациентов и их равный доступ к высококачественной медицинской помощи.

Эта задача в полной мере относится к медико-санитарному обеспечению работающих; состоит в необходимости формирования и совершенствования более эффективной модели деятельности соответствующих служб, основанной на создании и внедрении системы управления качеством медицинского обеспечения работающих, перехода к применению организационных и клинических ресурсосберегающих технологий, повышению объема и эффективности медицинской помощи, сохранению и укреплению здоровья работающих.

КРС в РФ начала формироваться в 1992—1993 гг., когда в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499—1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и постановлениями Правительства РФ стали развивать сеть лицензионно-аккредитационных органов в субъектах РФ, а также система стандартизации и контроля качества медицинской деятельности.

Разрешительная деятельность:

лицензирование медицинской деятельности — выдача разрешений на право выполнения юридическим или физическим лицом работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, осуществляемая уполномоченными государством лицензирующими органами субъектов РФ; гарантирует пациенту получение медицинских услуг определенного уровня и качества; целью является определение возможностей медицинского учреждения оказывать лечебно-профилактическую помощь и услуги с наделением права заниматься медицинской практикой в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки медицинского персонала, состоянию материально-технической базы учреждения и его оснащенности;

аккредитация — система внешней профессиональной проверки соответствия набору ежедневно выполняемых стандартов оказания медицинской помощи;

стандартизация в здравоохранении — деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях создания единой нормативной базы отрасли, позволяющей обеспечить равные условия функционирования специалистов и учреждений здравоохранения (независимо от их организационно-правовых форм) и единые критерии оценки их деятельности; предполагает выполнение норм и требований ГОСТ и ОСТ, медицинские и санитарные правила, положения, протоколы.

Контрольная деятельность:

ведомственная система — заместители руководителей лечебно-профилактических учреждений по клинико-экспертной работе, клинико-экспертные комиссии 3 уровней (медицинского учреждения, органа управления здравоохранением муниципального образования и субъекта РФ); обеспечивает проведение оценки состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов, экспертизу процесса оказания медицинской помощи, ее эффективности и качества, выявление ошибок и дефектов, изучение удовлетворенности пациентов оказанными медицинскими услугами; разрабатывает адекватные управленческие решения и осуществляет контроль за их реализацией;

вневедомственная система — лицензирующие органы, осуществляющие в установленном порядке контроль выполнения лицензионных условий; страховые медицинские организации (в пределах компетенции); органы социального страхования (в пределах компетенции); организации защиты прав потребителей (в пределах компетенции);

независимая медицинская экспертиза — создаваемые в установленном законом порядке организации, имеющие лицензию на проведение отдельных видов медицинской экспертизы.

Каждое из указанных направлений предполагает формирование и использование нормативной правовой и научно-методической базы КРС в медицине труда. При лицензировании медицинской деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, оказывающих медицинские услуги работающему населению, включая центры профпатологии, необходимо учитывать порядок лицензирования, перечень требований к организации и оказанию медицинских услуг, техническим условиям, медицинским технологиям и персоналу. Разработана и утверждена методология лицензирования экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией. Разрабатываются методики лицензирования профпатологической и др. видов деятельности — терапевтической, неврологической, диагностической и т. д. Применяются образовательные стандарты для специалистов с высшим и средним медицинским образованием по всем направлениям медицины труда.


Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. . 2007.

Смотреть что такое "Контрольно-разрешительная система в здравоохранении российской федерации" в других словарях: